Железнодорожный район

Железнодорожный район г. Ульяновска образован Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 04.06.1954 года (выделен из Сталинского ныне Засвияжского района). Руководство и контроль за хозяйственной, социальной, культурной, торговой жизнью района, благоустроительными работами осуществлял исполнительный комитет Железнодорожного района Совета депутатов трудящихся. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1958 года произошла ликвидация района. Район был вновь образован в других границах в 1966 году (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании Железнодорожного района в г. Ульяновске Ульяновской области» от 07.01.1966года). С образованием района начинает действовать исполком Железнодорожного районного Совета депутатов трудящихся, который был распущен Постановлением Главы администрации Железнодорожного района города Ульяновска в 1992 году («Об исполнительном комитете районного Совета народных депутатов» № 10 от 29.01.1992). Преемником явилась администрация Железнодорожного района, выполняющая в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в российской Федерации» исполнительно-распорядительные функции. В 2006 году в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом муниципального образования "Город Ульяновск" Ульяновской Городской Думой было принято Решение «Об учреждении территориальных органов мэрии» (N 89от 24 мая 2006г) и утверждено Положение об администрации Железнодорожного района. В полномочия администрации входит решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области на территории Железнодорожного района.
География: 
На карте Ульяновска трудно не заметить самый южный городской район – Железнодорожный. С востока и запада границы его обозначены Волжским водохранилищем и рекой Свиягой. А протяженность – от улицы Минаева и волжского моста до поселка Плодовый.
История: 

Название свое он получил в 17 веке, когда здесь по указу царя Алексея Михайловича заложили тутовый сад. Предполагалось использовать его для разведения гусениц шелкопряда и производства натурального шелка. Тутовый сад просуществовал недолго, от морозов он погиб. В начале 19 века на месте сада стали отводить земельные участки инвалидам войн и солдатам, так возникла слобода, которая в память о тутовых садах стала называться Туть.
В годы Великой Отечественной войны на территории района разместил свои цеха и склады моторный завод, который прямо «с колес» начал выпускать продукцию для фронта – в том числе и грузовые автомобили. В народе их называли «полуторками». Памятник одному из них установлен на постаменте у главной проходной завода.
В начале пятидесятых годов прошлого столетия, в южной части, тогда еще Сталинского района, был заложен фундамент под строительство кожевенно-обувного комбината. Параллельно велось строительство двух- и трехэтажных домов будущего поселка рабочих комбината, которые в это время в разных городах Советского Союза обучались мастерству выделки высококачественной кожи и пошива из нее обуви и кожгалантереи.
Здесь же, недалеко от строящегося кожкомбината, возводились корпуса трикотажной фабрики имени КИМ (сегодня трикотажная фабрика «Русь»), мебельного комбината, позже – кондитерской фабрики «Волжанка» и молочного завода.
Улучшали свои жилищные условия работники железной дороги. На улицу Державина, в дома улучшенной планировки, из деревянных довоенных и дореволюционных бараков переезжали семьи специалистов и рабочих. Но «сталинки» постепенно передавали свою эстафету более комфортабельным «хрущевкам». В начале шестидесятых годов уже забивались сваи под фундамент кирпичных пятиэтажек на проспекте Гая, улице Луначарского, Хрустальная. «На пятки» кирпичным домам уже «наступали» новые крупнопанельные. Их строительство велось по проспекту Гая, улицам Хрустальная, Кольцевая, Клубная и Центральная (ныне Варейкиса). Эти дома возводились во много крат быстрее по времени, и очередники скоро получали квартиры. Параллельно с жильем велось интенсивное строительство объектов социально-культурного назначения. Один за другим сдавались в эксплуатацию детские сады и школы, торжественно был открыт крупнейший в городе и единственный в Железнодорожном районе кинотеатр «Современник», который, в ходе строительства был объявлен комсомольско-молодежной стройкой.
К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина деревянный вокзал станции Киндяковка ушел в историю района и города. На его месте был возведен новый современный с большой пропускной способностью пассажиров - Ульяновск-Центральный. Примерно в это же время начал свое развитие и нынешний парк культуры и отдыха «Винновская роща». Винновская роща - природный лесопарк имени И. А. Гончарова. Представляет собой сохранившийся участок некогда обширных нагорных дубрав. А 24 июня 1966 года был открыт сам парк с сегодняшним названием. Парк остается самым ухоженным и посещаемым местом отдыха в Железнодорожном районе, здесь проводятся все мероприятия, национальные и государственные праздники.
В январе 1966 года был образован Железнодорожный район со всеми сферами управления: райком партии, райисполком, судом, прокуратурой, ЗАГСом, районной милицией, коммунальными службами…
Сегодня на территории района работают 28 дошкольных учреждений, 18 школ, два профессиональных училища, Железнодорожный техникум, вечерняя школа, два Центра детского творчества, Центр детского технического творчества, учебно-производственный комбинат, детско-юношеские спортивные школы, подростковые клубы.
К середине семидесятых годов застройка микрорайонов была завершена. Но с пуском новых промышленных предприятий и расширением производства старых - требовалось жильё. Проектировщики разработали план строительства нового микрорайона и, буквально через короткое время, жилые панельные высотки стали вырастать на пустыре по четной стороне улицы Варейкиса. В центре нового квартала была построена общеобразовательная школа, несколько детских садов, комплекс молодежных общежитий по проезду Героя России Аверьянова, поликлиника, магазины. В сентябре 1986 года на площади у кинотеатра «Современник» был открыт памятник начальнику 1-ой сводной Симбирской Железной дивизии Гаю Дмитриевичу Гаю (Бжишкян). Проспект – центральная магистраль района - носит его имя. В конце восьмидесятых годов, большая площадь за кинотеатром, ранее распланированная под парковую зону, была отдана моторному заводу под строительство жилого микрорайона.
Первого ноября 1991 года вышел в свет первый номер газеты Железнодорожного района «Районные вести».
В январе 1992 года на основании Указа Президента РСФСР «О назначении глав администраций городов, областных и краевых центров РСФСР» и постановлении мэра города Ульяновска был назначен первый глава администрации района Константин Иванович Тихонов.
С начала 1993 года район начал подготовку к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Первым звеном в подготовке стало открытие памятника односельчанам в поселке Анненково. Спустя два года открылись памятники в поселках Винновка и Плодовый. На их мемориальных досках выбиты 142 фамилии земляков-односельчан не вернувшихся с полей сражений Второй мировой войны. Интересен факт – памятник в Винновке установлен на месте, где в годы войны размещался областной сборный пункт отправки на фронт.
Год 1997. В день Победы, здесь в районе, в сквере 50-летия СССР был заложен памятник-часовня имени Святого Георгия Победоносца. А 11 ноября этого же года монумент был торжественно открыт. На мраморных плитах памятника-часовни выбито более 150 имен тех, кто ушел из Железнодорожного района на Отечественную, Афганскую и Чеченскую войны и не вернулся.
История Железнодорожного района связана не только с древней Винновкой и установленной там знаменитой гончаровской беседкой, железной дорогой и легендарной Железной дивизией. В историю района вошли его богатства – родники. Их множество. Самые популярные - Лоточек и Сахарный, что бьют из-под земли мощной струей. Известен также родник, расположенный неподалеку от поселка имени Н. М. Карамзина, вода которого считается самой чистой в городе. А в середине девяностых годов на территории санатория-профилактория «Автомобилист» была пробурена 120-метровая скважина, из которой в лечебное учреждение и в построенную питьевую галерею, поступала лечебная, насыщенная сероводородом, вода. Местные жители называли ее местным «Боржоми». Сейчас галерея закрыта.
В том же 1997 году здание детского садика кожевенно-обувного комбината передается в ведомство областного клинического госпиталя ветеранов войн – Международного центра по старению «Забота». Там размещается филиал госпиталя и обслуживаются ветераны Железнодорожного и Засвияжского районов города. Заведующей филиалом назначается врач Валентина Гаврилина. И сегодня, в день, лечебные процедуры принимают 64 пациента. С открытием филиала здесь сформировался ретро-клуб «Чарльстон», существующий и поныне. Клуб объединяет творческих людей, любящих танец и музыку.
Годом позже в районе открывается крупнейший областной Центр диализа (искусственная почка). По своей оснащенности современным оборудованием он считается вторым в России и становится базовым для методической работы врачей города, области и России. Возглавляет Центр Андрей Ильин. В областной клинической больнице открывается отделение кардиохирургии.
В это же время начинается подготовка к празднованию 100-летнего юбилея психиатрической больницы имени Н. М. Карамзина. К юбилею лечебного заведения выпускается книга местного краеведа и учителя поселковой школы Михаила Телегина «Дорога длиною в столетие».
Январь 1998 года. Губернатор Ульяновской области Юрий Горячев вручает грамоты и удостоверения о занесении в Золотую Книгу Почета и присвоении звания «Почетный гражданин Ульяновской области». Этого высокого звания удостоен и глава администрации Железнодорожного района Константин Иванович Тихонов.
В Железнодорожном районе имелся только один Центр детского творчества. Решением главы администрации района, библиотека из старого деревянного здания поселка Туть переезжает в новое - на улицу Кирова. Здесь, в поселке, библиотечное здание реставрируется и преобразовывается в сельский Центр детского творчества. В здании размещается и Комитет местного самоуправления.
В этом же 1998 году отмечается 80-летие комсомола, в районе создается Комитет по делам молодежи, возглавляет его Александр Денисов, под эгидой Комитета создаются первички на предприятиях района, в учебных заведениях. Со станции Ульяновск-Центральный в районы области отправляется агитационный молодежный поезд. На его «борту» ветераны-комсомольцы, молодые участники акции. Они везут Обращение к молодежи области об организационном объединении, взяв за основу все лучшее, что оставил в наследство комсомол.
В сентябре 1999 года, с уходом Константина Тихонова на пенсию, главой администрации района назначается Александр Витальевич Фролов.
В дни зимних школьных каникул 2000 года, впервые в истории Железнодорожного района, на ледовом стадионе школы-интерната глухих детей стартуют Первые школьные зимние Олимпийские игры. Олимпийский огонь, зажженный от Вечного огня на Площади 30-летия Победы, по улицам города и района пронес спортсмен-марафонец Василий Розанов, он же зажигает и факел Олимпиады. Победителем игр стала команда 30 средней школы. Команде вручен переходящий кубок мэра города Ульяновска. Все участники игр награждены памятными Олимпийскими медалями и призами.
В истории района много знаменательных дат. Но ни одна из них, на протяжении десятков и сотен лет, не отмечает в себе наличие на территории района православного храма. 30 июня 2004 года мощный автокран водрузил позолоченный купол с крестом на здание храма Во Имя Иоанна Предтечи, который был построен на пожертвования меценатов и жителей района на углу улиц Кольцевая и Хрустальная. В 2006 году здесь, рядом, начато строительство первой в городе Ульяновске Православной гимназии, рассчитанной на полный курс школьного обучения. Буквально год назад, в 2005, на территории Областной клинической больницы №1 зазолотились купола церкви в честь Святых врачей-бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана Асийских.
С 2003 года по 2005 год администрацию района возглавлял Вячеслав Николаевич Лопухов. С декабря 2005 года по июнь 2006 года районом руководил Анатолий Георгиевич Еленкин. В июне 2006 года главой Железнодорожного района назначен Александр Михайлович Олейник. С апреля 2009 года Главой администрации района назначен Александр Васильевич Башкарев. С июня 2010 года Главой администрации района назначен Виктор Павлович Воронков.
В октябре 2006 года отметил своё 5-летие «Небольшой театр», разместившийся в отреставрированном здании кинотеатра «Родина» на улице Пушкинская. Несмотря на свой юный возраст, театр стал очень популярен в городе.
История района продолжается…

Контакты
Администрация г. Ульяновска
432970, Россия, г. Ульяновск,
ул. Кузнецова, 7
Факс: 
(8 8422)
 
41-46-42
Телефон: 
(8 8422)
 
73-75-80
Актуально
Полезная информация